![]() ![]() |
Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Электронные банки заданий для развития функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Дополнительные ресурсы:
https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня читательскойграмотности, предложенных обучающимся подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.
https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся / студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.
https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.
https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся / студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.
https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA.pdf - примеры заданий по чтению, математике и естествознанию
https://fioco.ru - открытые задания исследования PISA
http://www.instrao.ru - сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт стратегии развития образования Российской академии образования".
http://www.centeroko.ru - Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО